Горьковские образы в творчестве Чуриковой |
Не только в творчестве Инны Чуриковой, но и в работе Глеба Панфилова особое место заняли горьковские образы. Достаточно вспомнить Вассу или Ниловну. Панфилов и Чурикова вынуждены были вести постоянную борьбу за отказ от «хрестоматийности» в образах Горького. Может поэтому картина «Мать» так и осталась непонятой многими. Сам Панфилов задумал ленту, как рассказ о первых российских диссидентах. Из-за заучивания школьной программы произошло не понимание, а неприятие картины.
Фильм о твердой, но одновременно с этим необычайно мягкой в душевном плане женщине, получил название не «Васса Железнова», а именно «Васса». Словно, режиссер пытается отказаться от какого-либо намека на твердость и металл в образе, который воплотила Инна Чурикова в картине. По мнению самой актрисы, героине подошла бы даже фамилия Тестова. Ведь, несмотря на податливость теста, его невозможно просто так разрезать. Инна Михайловна должна была сыграть образ русской женщины, на которой испокон веков стояла наша земля. Она великолепно справилась с задачей, несмотря на канонизацию образа Верой Пашенной, которая сыграла в популярном в то время фильме-спектакле. «Васса» Чуриковой получилась более человечной, вызывающей у зрителя сочувствие и переживания. Образ Ниловны передан с невероятным драматизмом, в котором остается место для реализма. Актриса мастерски передает бытовую конкретику, сохраняя образ цельным и неразмытым. Как результат, признание критиков и зрителя. За свою работу в картине «Васса» Инна Чурикова удостоилась Золотого приза Московского кинофестиваля 1983 года. В 1990 году, после демонстрации фильма «Мать» на кинофестивале в Каннах, публика аплодировала на протяжении двадцати минут. Глеб Панфилов был отмечен Специальным призом за вклад в мировое киноискусство. |